Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края. Необходимо рассматривать школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Занятие краеведением является еще и важнейшей частью патриотического воспитанияв школе.
Основная задача патриотического воспитания- это формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своего Отечества, способный выполнять гражданский долг как в мирное так и в военное время.
Любить могучую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое, вызывающее гордость в своей маленькой деревне, селе. Но ведь именно с любви к своей малой Родине, к этой маленькой частице большой страны и начинается любовь к огромной стране, к своему Отечеству.
Для занятий краеведением не нужно больших затрат, длительных поездок, дорогостоящего оборудования. Достаточно сходить на экскурсию по окрестностям своего села, присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет. И тогда малая Родина тебе откроет массу своих тайн. И тогда станет ясно, что без истории твоей малой Родины история России была бы неполной, что вся великая держава состоит из множества маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей малой Родине, возникнет необходимость бережного отношения к ней.
Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания.
Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению ;
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.
Достижению этих целей способствует занятия школьников в кружке "Краеведение", который ведет учитель Докучаева Светлана Ивановна.
Краеведческая работа ведется по направлениям:
1. Мой дом. Родословная семьи.
2. Родная школа. Её история и традиции.
3. Трудовая слава села.
4. История района.
5. История области.
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности "Краеведение"
План туристско-краеведческой работы МБОУ СОШ с.Сошки на 2024-2025 учебный год
Приказ о назначении ответственного по туристско-краеведческой деятельности